Александр Лымарь и его футбольный мир
Интервью с Александром Лымарем, тренером команды участницы Первенства России, четырехкратные победители (три раза подряд) юношеского Первенства края – «Академия футбола «Кубань» 2006 года рождения.
– Где вы родились?
– Я родился в Ташкенте. Когда мне было пять лет, примерно в 1990-91-м году, семья переехала в Майкоп. И именно в Майкопе я увлекся футболом. Тогда я впервые пришел на футбол, на игру «Дружбы». В их составе тогда выступали Адам Натхо, Константин Лепёхин, затем перешедший в «Зенит». Так что вырос я на играх «Дружбы».
– Были предпосылки к вашему увлечение футболом, возможно, кто-то в семье занимался этим спортом?
– Нет, семья у меня не футбольная и никто им не занимался. Дедушка как любитель играл в волейбол, отец в детстве занимался легкой атлетикой и плаваньем.
– Когда и где начали тренироваться?
– Заниматься я начал в «Урожае» из поселка Тульского. Моим первым тренером был Юрий Валентинович Фомичёв. Жизнь сложилась так, что в 12 лет я попал в академию ЦСКА. Полностью прошел школу «армейцев», а уже после выпуска приехал в Краснодар учиться в институте физкультуры. Учась в ИнФизе пять лет играл за их команду под руководством Рауфа Зауровича Гакаме. Также играл в «дубле» «Кубани» у Андрея Викторовича Юдина. На профессиональном уровне не выступал.
– Когда пришло решение быть тренером?
– После пятого курса института поступил в аспирантуру и работал преподавателем на кафедре футбола и гандбола. Вот тогда, было это в 2008 году, и подумал, что хочу тренировать детей. Именно детей, потому что хочется пройти все этапы от детско-юношеского, до профессионального футбола.
– У вас тренерская категория Б, позволяющая тренировать профессиональные команды. Нет желания поскорее перейти в профессиональный футбол?
– Да, мысли такие есть. Но пока нет интересного предложения. Тем более я не работал с профессиональными командами и мне не доверяют, так как нет опыта. Хочется попасть в штаб к опытному специалисту с именем, набраться у него опыта и потом уже, возможно, и самому возглавить команду.
– Ваша нынешняя команда, ребята 2006 года рождения уже трижды стали чемпионами края. Как вы думаете, это предел игроков или они способны на большее?
– Они способны на большее, но нам всегда чего-то не хватало. Конечно, это наша недоработка. Если команде чего-то не хватает, значит виноват в этом тренерский штаб. В прошлому году выступая по договору за «Кубань Холдинг» нам не хватило одного очка чтобы попасть в «золотую лигу» ЮФО и бороться за попадание в Юношескую футбольную лигу. Также было и несколько лет назад, когда еще не было ЮФЛ. Нам было очень тяжело конкурировать с «Ростовом» и «Краснодаром». Но мы заняли третье место после этих команд. Считаю, что быть третьими среди таких сильных соперников для нашей школы – хороший результат.
– Сейчас ребятам 17 лет, следующий год для них выпускной. Есть ли понимание, смогут они пополнить профессиональные команды?
– Думаю, что у ребят есть хорошие перспективы. Сейчас тяжело им попасть в состав профессионалов. Тем более выйти там на первые роли. Молодежи очень мало доверяют, только если ты суперталантливый. Мы сотрудничаем с «Кубань Холдингом». Сейчас их состав пополнился многими игроками 2004 и 2005 годов рождения из команды Мурата Гомлешко.
Так что шансы у наших ребят есть, и все зависит от них. Мы, тренеры, максимально вкладываемся в их развитие. Мы верим в ребят и будем верить до конца. Есть примеры, когда люди «начинали играть» становились известными и в 25 и, даже, в 28 лет… Сейчас все зависит в первую очередь от них.
– Команда Мурата Гомлешко играла в МФЛ, у них были игроки не только 2004-го, но и 2005-го года рождения. Как вам кажется, есть ли в составе вашей команды 2006 г.р. ребята, которые могли выступить в МФЛ?
– Если трезво смотреть на вещи то, думаю, в МФЛ наши ребята помочь не могли. Если бы выступление продолжилось в этом сезоне, когда наши подопечные стали старше, тогда, думаю, Мурат Русланович подтягивал бы и их. Не знаю, насколько бы они помогли, но, как минимум не ослабили бы команду. Наши ребята, по-настоящему перспективные, уверен, они заявят о себе.
– Детско-юношеский тренер всегда перед сложным выбором ставить в состав самых сильных на данный момент игроков или самых перспективных, направить вектор на победы детской команды или на воспитание будущих игроков. Как вы выходите из этого сложного положения?
– По духу я победитель и об этом знают и мои подопечные. Могу даже из себя выйти. Хотя стараюсь анализировать сделанное в спокойной обстановке. Да, это палка о двух концах. Вроде хочется и результатов, этого никто не скрывает, мы ставим себе задачу завоевать первое место. Команде мы ставим задачу выиграть. Но если говорить об индивидуальностях, то мы ждем ребят, даем им время, кому нужно, для того чтобы раскрыться. Пытаемся развивать индивидуально каждого игрока.
– Немного отступив от вашей тренерской работы обратим внимание на ваш идеал футбола, за кого болеете, любимые команды, сборные, игроки?
– В России мой любимый клуб это, конечно, ЦСКА. Особенно их состав 2004-2005 годов, когда они выиграли Кубок УЕФА. С Игорем Акинфеевым мы были в одной команде в академии ЦСКА. И сейчас поддерживаем с ним связь, когда он приезжает на игры в Краснодар, можем пообщаться.
Мне очень нравился лондонский «Арсенал» времен Арсена Венгера. Сейчас так играет «Реал Мадрид»: быстрый футбол, с быстрым переходом в атаку. Также сейчас мне нравится футбол в исполнении «Реала» и «Ливерпуля».
Восхищался игрой футболистов того времени – Анри, Бергкампа, де Бура. Но мой самый любимый игрок навсегда – это Алессандро Дель Пьеро. Мне очень нравился этот футболист, я смотрели видеокассеты с его матчами против «Боруссии» в Лиге Чемпионов. Он владел многими компонентами игры: был техничным, быстрым, обладал хорошим ударом и слева и справа, несмотря на не самый большой рост хорошо играл головой. Я равнялся на Дель Пьеро.
После Чемпионата Мира 1998 года я влюбился в сборную Англии. Когда они играли с Аргентиной, когда Майкл Оуэн забивший послематчевый пенальти показывал пальцами «крестовину». После этого я стал болельщиком этой команды и до сих пор за нее болею.
– Какой футбол вы предпочитаете – оборонительный, атакующий?
– Мне нравится стиль команд Марцел Личка сейчас возглавившего «Динамо». Ранее, когда он работал с «Оренбургом», они играли в свой футбол, гнули свою линию. Да, они могли пропустить четыре, но забить пять и наоборот. Мне нравится атакующий футбол и не важно, сколько мы пропустим, главное, чтобы мы забили хотя бы на один гол больше. Каким бы ни был счет, хоть – 7:6. Мы играем для зрителей, болельщиков. Отсиживаться в обороне и забить на 91-й минуте – не в моем духе. Для руководства клубов это лучше, чем проиграть. Но я за открытый, красивый футбол. Когда «Кубань» при Петреску играла в Премьер-Лиге она по-разному могла сыграть на выезде, от обороны, на результат. Но дома она играла красиво, например обыгрывая «Спартак», который был в прекрасной форме при Крапине.
– Вам нравится современный футбол, где играют в быстрый пас, не задерживая на долго у себя мяч. Или же вам нравится наблюдать мастерство футболистов: обводку, финты, чего ранее было больше?
– Мне нравится техничный футбол и футболисты, которые могут взять игру на себя. Часто соперник стоит на поле играя в пас и не перемещаясь по полю. Мне нравится, когда игроки обостряют игру, давят. Да, не всегда это получается, но ты стараешься, отдаешь себя игре.
– Несмотря на то, что вы работаете тренером уже 10 лет, вы все еще молодой тренер. Также вы работаете со специалистами, которые старше вас. Как вам кажется, нынешние футболисты, ваши подопечные больше любят футбол чем вы или меньше, с какой самоотдачей они тренируются и играют?
– Мне кажется, что самоотдачи у них меньше, чем у прежних поколений футболистов. В жизни у них много развлечений, отвлечений, расслаблений. У нас был футбольный мяч, два кирпича на площадке – пошёл играть… Мы играли всюду: на улице, во дворе, на площадке. Только дай нам волю. Они же занимаются только на тренировках, играют в турнирах. Те полтора часа тренировок в день, что мы им даем – это очень мало. В их возрасте молодой, развивающийся организм должен работать дополнительно во дворе, на улице, не важно где, везде где только возможно ты должен взять мяч и играть с кем угодно. И так было раньше. А сейчас они проходя мимо сверстников, которые играют во дворе смотрят свысока, как неба жители, считают, что воспитанникам «Академии» зазорно играть с пацанами во дворе. К сожалению, сейчас так…
– Вы прошли академию ЦСКА, сейчас работая с детьми находятся ли среди ваших подопечных ребята, которые лучше, талантливее чем были вы в своей юности?
– Сказать откровенно, я не был особо талантливо, но я постоянно трудился, работал над собой и получал результат. Есть ребята намного талантливее и в нашей команде, и в составе соперников, с которыми мы играем. Главное этот талант направить в правильное русло. А это могут только сами ребята. Никто не будет виноват: ни тренер, ни окружение, а только ты. Только они сами могут зарыть свой талант за две секунды.
Талантливых детей в России очень много и это радует. Но хочется, чтобы таких ребят как Миранчуки и другие пробившиеся наверх было больше.
Когда я пришел работать тренером в интернат ФК «Кубань» у нас работали Игорь Калешин, Валерий Борисов, Александр Артёменко, Мурат Гомлешко я смотрел на них как на легенд. На тренировках Калешина я был с открытым ртом, так было интересно. И это человек, который всего добился сам, сам сделал себя легендой. Сейчас ребята должны знать, что тренер помогает им раскрыть качества, уже заложенные в них. Только они сами управляют своей жизнью. К сожалению, часто вмешиваются родители, не помогая тренеру, а наоборот, рекомендуют не слушать, а делать ребятам по-своему…
– С детьми какого возраста вам интереснее работать: с малышами, делающими первые шаги в футболе, или со взрослыми ребятами, почти готовыми профи?
– Я прошел практический все стадии. В «Кубани» работал с ребятами от 12 лет и до выпускного. Затем, перейдя в нашу школу («АФ «Кубань») работал с малышами. Не надо ничего бояться. У меня сейчас категория Б, и я буду учиться дальше, до категории Про. В этих тренерских категориях нужно работать со старшими возрастами.
– Как правильно проводить переход от детско-юношеского футбола к взрослому?
– Я стараюсь не переборщить, но планомерно готовить к взрослому футболу. Мы выпустим их из академии, они придут к тренеру в команде и к ним там будут совсем другие требования. Они должны это понимать, должны быть готовы к выходу во взрослую жизнь, во взрослый футбол. Там не будет детского футбола. Мы смотрели игры МФЛ, там высокий уровень, мастерства. Я думал, а если добавить одного игрока нашего возраста – ему будет очень тяжело! Поэтому переход к взрослому футболу должен быть, но поэтапный, постепенный.
– Кто-то из воспитанников уже вышел в профессионалы?
Наверное, наш возраст, наша команда стала лидером по количеству ребят ушедших в московские и прочие ведущие академии страны. Влад Соколов уже пятый год в ЦСКА. Кирилл Обонин, который занимался у нас три года, сейчас подписал профессиональный контракт с «Зенитом». Маринцев в московском «Динамо», а Питиримов в «Локомотиве». Матвей Беликов подписал контракт с «Краснодаром». Если бы все эти ребята остались в нашей команде, думаю, мы бы навели шороха. С другой стороны, я доволен ими, и рад за то, что двое уже подписали договоры с топ-клубами. Когда мне прислали фото, где Обонин стоит на подписании контракта с президентом «Зенита» Медведевым, конечно, я был очень счастлив, даже больше, чем если бы он продолжал играть у нас. И все эти ребята называют себя моими воспитанниками, что очень приятно.
Юрий Журвалев 1996 года рождения, с которым я работал в интернате «Кубани» играл за «Ахмат» и «Уфу» в Премьер-Лиге. Сейчас он выступает за московское «Торпедо».
– Самый принципиальный соперник?
– С «Академией футбола» Краснодарского края с 2-й Пятилетки, до этого времени мы играли на равных, у них даже было небольшое преимущество. Сейчас, в уже более взрослом футболе, мы обыграли их в финале первенства края, обыгрывали и в первенстве города, и в первенстве России. С ними всегда тяжело, после команд «Краснодара» это самый сильный и принципиальный соперник. У меня хорошие, дружеские отношения с тренером этой команды Владимиром Старцевым. Хотя на поле уже никаких друзей нет. Но после игры мы всегда обнимемся, скажем какая была хорошая игра и как мне было приятно его обыгрывать (смеется).
– Вы очень эмоциональный тренер. Как вам кажется, эмоции помогают или мешают?
– Мне кажется, что они больше помогают. Эмоции – это тоже часть нашей жизни. Кто-то спокойнее, кто-то, наоборот. Думаю, эмоции помогают завести команду, и игроки видят, что тренеру не безразлично то, что происходит на поле, он не сидит с безразличием на скамейке наблюдая за игрой. Эмоции показывают, что тренер душой живет с командой.
– Когда тренер подсказывает у бровки, имеет ли это целесообразность или это больше эмоции самого тренера?
– Это, скорее всего мои эмоции. Но они помогают не только завести себя, но и тех, кто сидит на скамейке запасных. На поле же в игре, особенно когда кричат болельщики что-то услышать практически нереально. Футбол интересен своей непредсказуемостью и за это его все любят. Ошибаются и футболисты, и тренеры. Просто тренер более профессионален. А футболист может заиграться. Поэтому тренер должен все контролировать и подсказывать. Тренер, он как режиссер. Но он не может сказать стоп, выйти на поле и что-то поменять. Для этого у нас есть перерыв. Бывают случаи, когда именно после подсказа тренера игроки забивают голы…
– Насколько часто ваши игроки берут инициативу на себя, идут в обыгрыш?
– Мы стремимся привить ребятам интеллектуальную игру. В нашей команде есть интеллектуальные и креативные футболисты. Когда они что-то сделают на поле, чего я не говорил на установке, ничего страшного, для этого мы и тренируемся, и играем с пяти лет.
– То есть вы стремитесь к тому, чтобы они сами создавали что-то на поле, в игре?
– Да, конечно! Главное, чтобы они были заметными футболистами, индивидуальностями, а не клишейными игроками.
– Ваше идеально свободное времяпрепровождение?
– Иногда надо отдыхать и от футбола, в этом нет ничего плохого. Евгений Калешин говорил в интервью, что выгорал и ходил к психологу. В профессиональном и в том числе, в детско-юношеском футболе все время быть в процессе, думать об этом и днем и ночью, все контролировать – очень тяжело и морально, и физически. Хотя мы и получаем от этого удовольствие, это наши эндорфины.
В первую очередь мне помогает отдохнуть семья. Моя супруга мастер спорта по акробатике. Она понимает, когда меня трогать, а когда не надо. Мы ездим на отдых всей семьей. Недавно с женой и дочками отправились в парк «Солнечный остров», покатались на велосипедах. Прекрасное место, тихо как в лесу, много зелени и животных – отдохнули и головой, и телом. Также очень люблю выехать с друзьями на природу, пожарить мясо, пообщаться.
– Есть любимое кино, книга?
– Мой любимый фильм «Однажды в Америке». Кино про друзей, которое как наша поговорка говорит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дружба для меня очень важна. Я никогда не предам, не скажу плохого и всегда приду на помощь другу. Очень люблю посмотреть советскую классику – «Джентльмены удачи» и фильмы Гайдая.
Я небольшой любитель чтения, крайнее что прочел, подаренную супругой биографию Алекса Фергюсона. Просто взахлеб читал эту книгу.
– Тренерский штаб с которым вы работаете это больше коллеги или друзья?
– В первую очередь, это мои друзья. И во-вторых, они мои коллеги. Для меня очень ценно работать с людьми, поигравшими на высоком уровне. Эмиль Цацкин много лет защищал цвета «Кубани», Большой футбольный опыт у Дмитрия Сидоренко. Федор Дьяченко вратарь, выступавший в команда, в том числе Премьер-Лиги. С ними очень комфортно работать и у нас полное взаимопонимание. Я о чем-то начинаю говорить, а они продолжают. У нас отличное взаимопонимание.
Федор Дьяченко отвечает за вратарей. Я ему полностью доверяю. Эмиль Цацкин играл на позиции нападающего, поэтому и работает в первую очередь с игроками группы атаки. Дмитрий Сидоренко соответственно своему амплуа больше работает с защитниками. А я связываю это все в командные действия. Очень редко, когда я бываю несогласен с мнениями коллег. Конечно, мы все решаем коллегиально, но последнее решение за мной.
– Девиз по жизни?
– Разное бывает в жизни. Переноси все, что происходит в
жизни. Если настала черная полоса, не унывай, терпи, работай и наступит белая
полоса.
Здесь вы можете увидеть больше фото героя нашего интервью.